Суббота, 06.09.2025, 19:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Это персональный сайт Ларионова А.Г.

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программа и задание для студентов заочного обучения по учебной дисциплине "ЗООЛОГИЯ"
Пояснительная записка

 

Цели дисциплины. Знакомство с  многообразием животного мира, строением и жизнедеятельностью животных, их распространением, изучение связей животных со средой обитания, закономерностей их индивидуального и исторического развития.  

Задачи дисциплины. Изучение особенностей строения представителей основных типов животных, систематического многообразия разнообразия животного мира, адаптаций животных к разным средам обитания, практического значения животных  и их места в экосистемах.

Курс зоологии является составной частью общей биологической подготовки студентов и состоит из лекций, лабораторных и практических занятий, экзамена. Осваивается на 1 курсе (2-й семестр).

Для изучения дисциплины необходимы знания, сформированные у студентов во время обучения в средней общеобразовательной школе. Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Зоология» являются: школьные курсы «Зоология»; «Общая биология».

 Курс «Зоология» является основополагающим для изучения следующих дисциплин: морфология животных; физиология животных; этология с основами зоопсихологии; ветеринария; разведение животных и т.д.

Основная нагрузка по освоению учебной дисциплины «Зоология» ложится на студента. В межсессионный период необходимо самостоятельно изучить курс зоологии в соответствии с государственным образовательным стандартом и программой. Выполнить контрольную работу (задание и требования к выполнению контрольной работы представлены ниже). Примерный объем материалов, которые необходимо освоить представлены в программе (смотри ниже). Для изучения курса зоологии необходимо использовать рекомендованные в данном пособии учебники (смотри список литературы).

 

 

Программа курса «Зоология»

 

Ведение

 Отличительные признаки животных. Основные таксономические категории в зоологии.

 
Систематический обзор животного мира

 

Царство животные – Animalia, или Zoa.

Подцаpство    Одноклеточные или Простейшие - Protozoa.

Общая характеристика и классификация простейших.  

Тип Саркомастигофоры - Sarcomastigophora

Подтип Жгутиконосцы - Mastigophora. Строение и особенности жизнедеятельности. Паразитические жгутиконосцы, и болезни которые они вызывают. Явление паразитизма в мире животных.  Происхождение и эволюция паразитизма. Особенности строения и жизнедеятельности паразитических организмов. Классификация паразитов (облигатные, факультативные,  постоянные временные, экто- и эндопаразиты). Понятие  о жизненных циклах паразитов. Переносчики - специфические и механические. Природный резервуар. Понятие о хозяине (основной, промежуточный, дополнительный).   Колониальные формы жгутиковых.

Подтип Саpкодовые - Sarcodina. Свободноживущие и паразитические амебы - строение и жизнедеятельность.

Подтип Апикомплексы – Apicomplexa.

Класс   Споpовики - Sporozoa. Особенности строения в связи  с  паразитическим  образом   жизни. Циклы развития споровиков  (чередование поколений). Важнейшие представители класса, их хозяйственное значение.

Подтип Инфузории - Infusoria. Биологические особенности свободноживущих инфузорий;  их роль в пищевых цепях водоемов. Симбиотические инфузории жвачных и паразитические инфузории.

 

Подцарство   Многоклеточные ( Metazoa )

Отличительные  черты  строения многоклеточных организмов. Теории происхождения многоклеточных (Э. Геккель, И.И. Мечников).

Тип  Губки – Spongia, или Porifera и тип Кишечнополостные -  Coelenterata. Краткая характеристика и классификация. Особенности  строения  и  жизнедеятельности  представителей отдельных классов.

Тип   Плоские  черви - Plathelminhthes. Общие черты строения и классификация плоских червей.

Класс  Трематоды - Trematoda. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с паразитическим образом жизни. Fasciola hepatica, Opisthorchis felineus, Dicrocelium lanceatum. морфология, циклы развития, пути заражения, профилактика.

Класс  Ленточные черви - Cestoda. строение в связи с  кишечным паразитизмом. Размножение.  Личиночные стадии и смена хозяев. Taenia solium, Taeniarhynchius saginatus, Echinacoccus granulosus,  Diphyllobotrium latum. Циклы развития, пути заражения, профилактика.

Тип  Круглые  или  Первичнополостные  черви  -  Nemathelminthes. Строение и классификация.   

Класс  Собственно   круглые   черви  или Нематоды  -  Nematoda. Parascaris equorum, Trichinella spiralis. Циклы развития, пути заражения, профилактика.

Класс Скребни - Acanthocephala. Общее понятие о скребнях как о паразитической группе червей.     Паразитические  черви,  встречающиеся  на территории Республики  Саха (Якутии) их постоянные  и  промежуточные хозяева. Пути заражения человека и домашних животных.

    Значение работ К.И.Скpябина в области гельминтологии.  Учение о девастации. Природная очагов ость гельминтозов.

Тип  Кольчатые черви - Annelida. Кольчецы как высшие черви. Метамеpия, покровы и мускулатура, целом, пищеварительная, кровеносная и нервная системы. Классификация и хозяйственное значение.

Тип  Моллюски - Mollusca. Общие черты строения и классификация. Краткая хаpактеpистика классов брюхоногие, двустворчатые и головоногие.

Тип  Членистоногие - Artropoda. Общие черты строения членистоногих. Классификация.

Класс Ракообразные - Crustacea. строение, биология, хозяйственное значение.

Класс Паукообразные - Arachnida. строение и жизнедеятельность. Краткая хаpактеpистика отрядов:  пауки, клещи, скорпионы. Хозяйственное значение паукообразных.

Надкласс  Многоножки - Myriapoda. Краткая хаpактеpистика надкласса.

Класс  Насекомые - Insecta.  Строение  в связи с образом жизни и приспособлением к различным условиям среды. Размножение и развитие (неполный и полный метаморфоз). Роль насекомых в природе  и  значение для человека. Насекомые - переносчики  и возбудители заболеваний, вредители сельскохозяйственных  культур,  угодий  (сенокосов, пастбищ)  и продукции. Методы борьбы с вредными насекомыми. 

Тип  Иглокожие -  Echinodermata.    строение и жизнедеятельность.

Тип  хордовые - Chordata. Отличительные  черты  строения. Классификация, краткая хаpактеpистика бесчерепных и личиночнохоpдовых.

Подтип  Позвоночные  или  Черепные Vertebrata  или  Craniata.    Общая харатеpистика подтипа.

Класс  Круглоротые - Cyclostomata. Миноги и миксины. строение и образ жизни.

Hадкласс Рыбы - Pisces.

Класс  Хрящевые  рыбы - Chondrichthyes.   примитивные и прогрессивные черты строения на примере акул.  

Класс  Костные  рыбы - Osteichthyes.    строение, образ жизни, классификация. Промысел рыб. Рыбоводство.

Надкласс  Четвероногие - Tetrapoda.

Класс  Земноводные - Amphibia.   Земноводные как примитивные наземные позвоночные. Отряды современных амфибий, их хозяйственное значение. Происхождение амфибий.

Класс  Пресмыкающиеся - Reptilia.   строение как полностью  наземных позвоночных. Анамнии и амниоты. Зародышевые оболочки амниот. Происхождение и классификация рептилий. Хозяйственное значение.

Класс Птицы - Aves. строение в связи с приспособлением к  полету.  Происхождение и классификация птиц.  Роль птиц в природе и хозяйстве.

Класс  Млекопитающие - Mammalia. Характеристика как высшего класса позвоночных животных. Происхождение млекопитающих. Первозвери, сумчатые, плацентарные. отряды: насекомоядные,  рукокрылые,  грызуны, зайцеобразные, хищные, парнопалые, непаpнопалые, мозоленогие,  китообразные, ластоногие, приматы. Дикие предки домашних животных. Хозяйственное значение млекопитающих.

 

 

Задание для выполнения контрольной работы по Зоологии

 

Контрольная работа выполняется в межсессионный период и является неотъемлемой частью заочного обучения. Студенты, не сдавшие контрольные работы, не допускаются к зачетам и экзаменам. К выполнению контрольной работы приступают после изучения курса “Биология с основами экологии” в объеме приведенных ниже вопросов.

 Требования к выполнению контрольной работы.    

  1. Работа должна быть написана четким почерком без помарок, грамотно (объем 25-30 страниц).
  2. На первой странице необходимо представить план изложения (вопросы с указанием страниц контрольной работы, где дан ответ).
  3. В тетради необходимо оставлять поля. Страницы должны быть пронумерованы.
  4. Ответы необходимо проиллюстрировать рисунками. Рисунки выполняются отдельно карандашом, нумеруются, снабжаются подписями и вклеиваются в ответы на вопросы контрольной работы. В тексте ответов на вопросы должны присутствовать ссылки на них. Всего необходимо выполнить не менее 5 рисунков.
  5. На последней странице следует привести список использованной литературы, указать дату окончания работы и поставить подпись.  

 Контрольная работа, выполненная без соблюдения указанных требований, не зачитывается.

 

Для выполнения контрольной работы необходимо письменно ответить на 15 из приведенных ниже вопросов.   В том числе:   10 вопросов из радела «Беспозвоночные», 5 - из раздела «Позвоночные».

 

Вопросы для самостоятельной проработки и подготовки контрольной работы по зоологии (заочное обучение)

 

Беспозвоночные

1.Царство животные – , или . Отличительные признаки животных. Общие сведения о строении, систематике животных.

2.Подцаpство Одноклеточные или Простейшие - Protozoa. Общая характеристика и классификация простейших.  

3.Тип Саркомастигофоры – astigophora. Подтип Жгутиконосцы - Mastigophora. Строение и особенности жизнедеятельности.

4.Паразитические жгутиконосцы, и болезни которые они вызывают. Колониальные формы жгутиковых.

5.Подтип Саpкодовые - Sarcodina. Свободноживущие и паразитические амебы - строение и жизнедеятельность.

6.Подтип Апикомплексы – . Класс   Споpовики - Sporozoa. Особенности строения в связи  с  паразитическим  образом   жизни. Жизненный цикл малярийного плазмодия ().

7.Подтип Инфузории - Infusoria. Биологические особенности свободноживущих инфузорий;  их роль в пищевых цепях водоемов. Симбиотические инфузории жвачных и паразитические инфузории.

8.Подцарство   Многоклеточные (Metazoa ). Отличительные  черты  строения многоклеточных организмов. Теории происхождения многоклеточных (Э. Геккель, И.И. Мечников).

9.Тип  Губки – Spongia, или Porifera и тип Кишечнополостные -  Coelenterata. Краткая характеристика и классификация. Особенности  строения  и  жизнедеятельности  представителей отдельных классов.

10.Тип   Плоские  черви - Plathelminhthes. Общие черты строения и классификация плоских червей. Класс  Трематоды - Trematoda. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с паразитическим образом жизни.

11.Жизненные циклы трематод (печеночного сосальщика и кошачьей двуустки).

12.Класс  Ленточные черви - Cestoda. строение в связи с  кишечным паразитизмом. Размножение.  Личиночные стадии и смена хозяев.

13.Жизненные циклы цестод (бычий цепень, широкий лентец, эхинококк).

14.Тип  Круглые  или  Первичнополостные  черви  -  Nemathelminthes. Классификация и строение на примере нематод.

15.Жизненные циклы нематод (лошадиная аскарида и трихинелла).

16.Тип  Кольчатые черви - Annelida. Кольчецы как высшие черви. Метамеpия, покровы и мускулатура, целом, пищеварительная, кровеносная и нервная системы. Классификация и хозяйственное значение.

17.Тип  Членистоногие - Artropoda. Общие черты строения членистоногих. Классификация. Класс Ракообразные - Crustacea. строение, биология, хозяйственное значение.

18.Класс Паукообразные - Arachnida. строение и жизнедеятельность. Краткая хаpактеpистика отрядов:  пауки, клещи, скорпионы. Хозяйственное значение паукообразных.

19.Надкласс  Многоножки - Myriapoda. Краткая хаpактеpистика надкласса.

20.Класс  Насекомые - Insecta.  Строение  в связи с образом жизни и приспособлением к различным условиям среды. Размножение и развитие (неполный и полный метаморфоз).

21.Роль насекомых в природе  и  значение для человека. Методы борьбы с вредными насекомыми. 

22.Классификация насекомых. Отличительные признаки отрядов и основные представители, имеющие значение для сельского и лесного хозяйства.

23.Тип  Моллюски - Mollusca. Общие черты строения и классификация. Краткая хаpактеpистика классов брюхоногие, двустворчатые и головоногие.

24.Тип  Иглокожие -  .    строение и жизнедеятельность. Илокожих в морских экосистемах, промысловое значение морских ежей и голотурий.

 

Позвоночные

25.Тип  хордовые - Chordata. Отличительные  черты  строения. Классификация, краткая хаpактеpистика бесчерепных и личиночнохоpдовых.

26.Подтип  Позвоночные  или  Черепные Vertebrata  или  Craniata.    Общая характеристика подтипа. Класс  Круглоротые - . Миноги и миксины. строение и образ жизни.

27.Hадкласс Рыбы - Pisces. Класс  Хрящевые  рыбы - Chondrichthyes.   примитивные и прогрессивные черты строения на примере акул.

28.Класс  Костные  рыбы - Osteichthyes. Строение, образ жизни.

29.Разнообразие и классификация костных рыб. Промысловые рыбы, их ресурсы и рациональное использование. Рыбоводство.

30.Надкласс  Четвероногие - Tetrapoda. Класс  Земноводные - Amphibia. Отряды современных амфибий, их хозяйственное значение. Происхождение амфибий.

31.Класс  Пресмыкающиеся - Reptilia.   Строение как полностью  наземных позвоночных. Анамнии и амниоты. Зародышевые оболочки амниот. Происхождение и классификация рептилий. Хозяйственное значение.

32.Класс Птицы - Aves. строение в связи с приспособлением к  полету.  Происхождение и классификация птиц.  Роль птиц в природе и хозяйстве.

33.Класс  Млекопитающие - Mammalia. Характеристика как высшего класса позвоночных животных. Происхождение млекопитающих.

34.Разнообразие млекопитающих. Дикие предки домашних животных. Хозяйственное значение млекопитающих.

 

 

Литература

 

1. Абдурахманов Г.М., Лопа­тин И. К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2001. – 496с.

2. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. – М.:Колос, 205. – 512 с.

 

        Для подготовки контрольных работ могут быть использованы учебники и пособия зоологии, экологии не представленные в списке рекомендованные для студентов высших учебных заведений.

         Для подготовки рефератов следует привлекать как можно большее количество литературных источников по избранной тематике.

Категория: Мои статьи | Добавил: lar (11.04.2017)
Просмотров: 405 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0