Пояснительная записка
Цели дисциплины. Знакомство с многообразием животного мира, строением и жизнедеятельностью животных, их распространением, изучение связей животных со средой обитания, закономерностей их индивидуального и исторического развития.
Задачи дисциплины. Изучение особенностей строения представителей основных типов животных, систематического многообразия разнообразия животного мира, адаптаций животных к разным средам обитания, практического значения животных и их места в экосистемах.
Курс зоологии является составной частью общей биологической подготовки студентов и состоит из лекций, лабораторных и практических занятий, экзамена. Осваивается на 1 курсе (2-й семестр).
Для изучения дисциплины необходимы знания, сформированные у студентов во время обучения в средней общеобразовательной школе. Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Зоология» являются: школьные курсы «Зоология»; «Общая биология».
Курс «Зоология» является основополагающим для изучения следующих дисциплин: морфология животных; физиология животных; этология с основами зоопсихологии; ветеринария; разведение животных и т.д.
Основная нагрузка по освоению учебной дисциплины «Зоология» ложится на студента. В межсессионный период необходимо самостоятельно изучить курс зоологии в соответствии с государственным образовательным стандартом и программой. Выполнить контрольную работу (задание и требования к выполнению контрольной работы представлены ниже). Примерный объем материалов, которые необходимо освоить представлены в программе (смотри ниже). Для изучения курса зоологии необходимо использовать рекомендованные в данном пособии учебники (смотри список литературы).
Программа курса «Зоология»
Ведение
Отличительные признаки животных. Основные таксономические категории в зоологии.
Систематический обзор животного мира
Царство животные – Animalia, или Zoa.
Подцаpство Одноклеточные или Простейшие - Protozoa.
Общая характеристика и классификация простейших.
Тип Саркомастигофоры - Sarcomastigophora
Подтип Жгутиконосцы - Mastigophora. Строение и особенности жизнедеятельности. Паразитические жгутиконосцы, и болезни которые они вызывают. Явление паразитизма в мире животных. Происхождение и эволюция паразитизма. Особенности строения и жизнедеятельности паразитических организмов. Классификация паразитов (облигатные, факультативные, постоянные временные, экто- и эндопаразиты). Понятие о жизненных циклах паразитов. Переносчики - специфические и механические. Природный резервуар. Понятие о хозяине (основной, промежуточный, дополнительный). Колониальные формы жгутиковых.
Подтип Саpкодовые - Sarcodina. Свободноживущие и паразитические амебы - строение и жизнедеятельность.
Подтип Апикомплексы – Apicomplexa.
Класс Споpовики - Sporozoa. Особенности строения в связи с паразитическим образом жизни. Циклы развития споровиков (чередование поколений). Важнейшие представители класса, их хозяйственное значение.
Подтип Инфузории - Infusoria. Биологические особенности свободноживущих инфузорий; их роль в пищевых цепях водоемов. Симбиотические инфузории жвачных и паразитические инфузории.
Подцарство Многоклеточные ( Metazoa )
Отличительные черты строения многоклеточных организмов. Теории происхождения многоклеточных (Э. Геккель, И.И. Мечников).
Тип Губки – Spongia, или Porifera и тип Кишечнополостные - Coelenterata. Краткая характеристика и классификация. Особенности строения и жизнедеятельности представителей отдельных классов.
Тип Плоские черви - Plathelminhthes. Общие черты строения и классификация плоских червей.
Класс Трематоды - Trematoda. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с паразитическим образом жизни. Fasciola hepatica, Opisthorchis felineus, Dicrocelium lanceatum. морфология, циклы развития, пути заражения, профилактика.
Класс Ленточные черви - Cestoda. строение в связи с кишечным паразитизмом. Размножение. Личиночные стадии и смена хозяев. Taenia solium, Taeniarhynchius saginatus, Echinacoccus granulosus, Diphyllobotrium latum. Циклы развития, пути заражения, профилактика.
Тип Круглые или Первичнополостные черви - Nemathelminthes. Строение и классификация.
Класс Собственно круглые черви или Нематоды - Nematoda. Parascaris equorum, Trichinella spiralis. Циклы развития, пути заражения, профилактика.
Класс Скребни - Acanthocephala. Общее понятие о скребнях как о паразитической группе червей. Паразитические черви, встречающиеся на территории Республики Саха (Якутии) их постоянные и промежуточные хозяева. Пути заражения человека и домашних животных.
Значение работ К.И.Скpябина в области гельминтологии. Учение о девастации. Природная очагов ость гельминтозов.
Тип Кольчатые черви - Annelida. Кольчецы как высшие черви. Метамеpия, покровы и мускулатура, целом, пищеварительная, кровеносная и нервная системы. Классификация и хозяйственное значение.
Тип Моллюски - Mollusca. Общие черты строения и классификация. Краткая хаpактеpистика классов брюхоногие, двустворчатые и головоногие.
Тип Членистоногие - Artropoda. Общие черты строения членистоногих. Классификация.
Класс Ракообразные - Crustacea. строение, биология, хозяйственное значение.
Класс Паукообразные - Arachnida. строение и жизнедеятельность. Краткая хаpактеpистика отрядов: пауки, клещи, скорпионы. Хозяйственное значение паукообразных.
Надкласс Многоножки - Myriapoda. Краткая хаpактеpистика надкласса.
Класс Насекомые - Insecta. Строение в связи с образом жизни и приспособлением к различным условиям среды. Размножение и развитие (неполный и полный метаморфоз). Роль насекомых в природе и значение для человека. Насекомые - переносчики и возбудители заболеваний, вредители сельскохозяйственных культур, угодий (сенокосов, пастбищ) и продукции. Методы борьбы с вредными насекомыми.
Тип Иглокожие - Echinodermata. строение и жизнедеятельность.
Тип хордовые - Chordata. Отличительные черты строения. Классификация, краткая хаpактеpистика бесчерепных и личиночнохоpдовых.
Подтип Позвоночные или Черепные Vertebrata или Craniata. Общая харатеpистика подтипа.
Класс Круглоротые - Cyclostomata. Миноги и миксины. строение и образ жизни.
Hадкласс Рыбы - Pisces.
Класс Хрящевые рыбы - Chondrichthyes. примитивные и прогрессивные черты строения на примере акул.
Класс Костные рыбы - Osteichthyes. строение, образ жизни, классификация. Промысел рыб. Рыбоводство.
Надкласс Четвероногие - Tetrapoda.
Класс Земноводные - Amphibia. Земноводные как примитивные наземные позвоночные. Отряды современных амфибий, их хозяйственное значение. Происхождение амфибий.
Класс Пресмыкающиеся - Reptilia. строение как полностью наземных позвоночных. Анамнии и амниоты. Зародышевые оболочки амниот. Происхождение и классификация рептилий. Хозяйственное значение.
Класс Птицы - Aves. строение в связи с приспособлением к полету. Происхождение и классификация птиц. Роль птиц в природе и хозяйстве.
Класс Млекопитающие - Mammalia. Характеристика как высшего класса позвоночных животных. Происхождение млекопитающих. Первозвери, сумчатые, плацентарные. отряды: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, парнопалые, непаpнопалые, мозоленогие, китообразные, ластоногие, приматы. Дикие предки домашних животных. Хозяйственное значение млекопитающих.
Задание для выполнения контрольной работы по Зоологии
Контрольная работа выполняется в межсессионный период и является неотъемлемой частью заочного обучения. Студенты, не сдавшие контрольные работы, не допускаются к зачетам и экзаменам. К выполнению контрольной работы приступают после изучения курса “Биология с основами экологии” в объеме приведенных ниже вопросов.
Требования к выполнению контрольной работы.
- Работа должна быть написана четким почерком без помарок, грамотно (объем 25-30 страниц).
- На первой странице необходимо представить план изложения (вопросы с указанием страниц контрольной работы, где дан ответ).
- В тетради необходимо оставлять поля. Страницы должны быть пронумерованы.
- Ответы необходимо проиллюстрировать рисунками. Рисунки выполняются отдельно карандашом, нумеруются, снабжаются подписями и вклеиваются в ответы на вопросы контрольной работы. В тексте ответов на вопросы должны присутствовать ссылки на них. Всего необходимо выполнить не менее 5 рисунков.
- На последней странице следует привести список использованной литературы, указать дату окончания работы и поставить подпись.
Контрольная работа, выполненная без соблюдения указанных требований, не зачитывается.
Для выполнения контрольной работы необходимо письменно ответить на 15 из приведенных ниже вопросов. В том числе: 10 вопросов из радела «Беспозвоночные», 5 - из раздела «Позвоночные».
Вопросы для самостоятельной проработки и подготовки контрольной работы по зоологии (заочное обучение)
Беспозвоночные
1.Царство животные – , или . Отличительные признаки животных. Общие сведения о строении, систематике животных.
2.Подцаpство Одноклеточные или Простейшие - Protozoa. Общая характеристика и классификация простейших.
3.Тип Саркомастигофоры – astigophora. Подтип Жгутиконосцы - Mastigophora. Строение и особенности жизнедеятельности.
4.Паразитические жгутиконосцы, и болезни которые они вызывают. Колониальные формы жгутиковых.
5.Подтип Саpкодовые - Sarcodina. Свободноживущие и паразитические амебы - строение и жизнедеятельность.
6.Подтип Апикомплексы – . Класс Споpовики - Sporozoa. Особенности строения в связи с паразитическим образом жизни. Жизненный цикл малярийного плазмодия ().
7.Подтип Инфузории - Infusoria. Биологические особенности свободноживущих инфузорий; их роль в пищевых цепях водоемов. Симбиотические инфузории жвачных и паразитические инфузории.
8.Подцарство Многоклеточные (Metazoa ). Отличительные черты строения многоклеточных организмов. Теории происхождения многоклеточных (Э. Геккель, И.И. Мечников).
9.Тип Губки – Spongia, или Porifera и тип Кишечнополостные - Coelenterata. Краткая характеристика и классификация. Особенности строения и жизнедеятельности представителей отдельных классов.
10.Тип Плоские черви - Plathelminhthes. Общие черты строения и классификация плоских червей. Класс Трематоды - Trematoda. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с паразитическим образом жизни.
11.Жизненные циклы трематод (печеночного сосальщика и кошачьей двуустки).
12.Класс Ленточные черви - Cestoda. строение в связи с кишечным паразитизмом. Размножение. Личиночные стадии и смена хозяев.
13.Жизненные циклы цестод (бычий цепень, широкий лентец, эхинококк).
14.Тип Круглые или Первичнополостные черви - Nemathelminthes. Классификация и строение на примере нематод.
15.Жизненные циклы нематод (лошадиная аскарида и трихинелла).
16.Тип Кольчатые черви - Annelida. Кольчецы как высшие черви. Метамеpия, покровы и мускулатура, целом, пищеварительная, кровеносная и нервная системы. Классификация и хозяйственное значение.
17.Тип Членистоногие - Artropoda. Общие черты строения членистоногих. Классификация. Класс Ракообразные - Crustacea. строение, биология, хозяйственное значение.
18.Класс Паукообразные - Arachnida. строение и жизнедеятельность. Краткая хаpактеpистика отрядов: пауки, клещи, скорпионы. Хозяйственное значение паукообразных.
19.Надкласс Многоножки - Myriapoda. Краткая хаpактеpистика надкласса.
20.Класс Насекомые - Insecta. Строение в связи с образом жизни и приспособлением к различным условиям среды. Размножение и развитие (неполный и полный метаморфоз).
21.Роль насекомых в природе и значение для человека. Методы борьбы с вредными насекомыми.
22.Классификация насекомых. Отличительные признаки отрядов и основные представители, имеющие значение для сельского и лесного хозяйства.
23.Тип Моллюски - Mollusca. Общие черты строения и классификация. Краткая хаpактеpистика классов брюхоногие, двустворчатые и головоногие.
24.Тип Иглокожие - . строение и жизнедеятельность. Илокожих в морских экосистемах, промысловое значение морских ежей и голотурий.
Позвоночные
25.Тип хордовые - Chordata. Отличительные черты строения. Классификация, краткая хаpактеpистика бесчерепных и личиночнохоpдовых.
26.Подтип Позвоночные или Черепные Vertebrata или Craniata. Общая характеристика подтипа. Класс Круглоротые - . Миноги и миксины. строение и образ жизни.
27.Hадкласс Рыбы - Pisces. Класс Хрящевые рыбы - Chondrichthyes. примитивные и прогрессивные черты строения на примере акул.
28.Класс Костные рыбы - Osteichthyes. Строение, образ жизни.
29.Разнообразие и классификация костных рыб. Промысловые рыбы, их ресурсы и рациональное использование. Рыбоводство.
30.Надкласс Четвероногие - Tetrapoda. Класс Земноводные - Amphibia. Отряды современных амфибий, их хозяйственное значение. Происхождение амфибий.
31.Класс Пресмыкающиеся - Reptilia. Строение как полностью наземных позвоночных. Анамнии и амниоты. Зародышевые оболочки амниот. Происхождение и классификация рептилий. Хозяйственное значение.
32.Класс Птицы - Aves. строение в связи с приспособлением к полету. Происхождение и классификация птиц. Роль птиц в природе и хозяйстве.
33.Класс Млекопитающие - Mammalia. Характеристика как высшего класса позвоночных животных. Происхождение млекопитающих.
34.Разнообразие млекопитающих. Дикие предки домашних животных. Хозяйственное значение млекопитающих.
Литература
1. Абдурахманов Г.М., Лопатин И. К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 496с.
2. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. – М.:Колос, 205. – 512 с.
Для подготовки контрольных работ могут быть использованы учебники и пособия зоологии, экологии не представленные в списке рекомендованные для студентов высших учебных заведений.
Для подготовки рефератов следует привлекать как можно большее количество литературных источников по избранной тематике.
|