МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Якутская государственная сельскохозяйственная академия»
Факультет ветеринарной медицины
Кафедра физиологии сельскохозяйственных животных и экологии
Методические указания для дистанционного обучения студентов
специальности 06.03.01 Биология (Профиль Охотоведение)
по учебной дисциплине «Зоогеография»
Якутск – 2015 г.
Составитель: к.б.н., доц. Ларионов А.Г.
Пояснительная записка.
Основная нагрузка по изучению учебного курса «Зоогеография» ложится на плечи студентов. За один семестр им необходимо будет усвоить значительный объем материала. Эта задача решает в основном за счет организации вне аудиторной самостоятельной работы. Только самостоятельно студент может выучить, а если потребуется вызубрить и запомнить учебный материал. Надо помнить, что само слово студент, согласно словарям, происходит от латинских слов studens, studentis — усердно работающий, занимающийся и от studere - стремиться, домогаться, искать, учиться. Преподаватель в основном обеспечивает изучение учебного материала в объеме, предусмотренном программой и государственным образовательным стандартом, дает пояснения, обращает внимание на наиболее важные моменты, оказывает консультационную помощь, оценивает знания приобретенные студентами. Учится и усваивает знания сам студент.
1. Содержание и организация дистанционного обучения студентов.
По учебному плану на аудиторные занятия студентов по учебной дисциплине «Зоогеография» предусмотрено 66 часов аудиторных занятий, в том числе: – 22 часа лекции и 44 (практические и семинарские занятия). Нами подготовлены материалы для дистанционного освоения студентами в течении трех недель (2 часа лекционного курса и 6 часов практических занятий) ниже указанных разделов программы по учебной дисциплине «Зоогеография»:
1. Введение. История развития зоогеографии.
2. Экологические основы зоогеографии.
Дистанционное обучение студентов по учебной дисциплине «Зоогеография» организуется следующим образом.
Для самостоятельной работы студенты используют рекомендованную литературу:
1.Абдурахманов Г.М., Лопатин И. К., Исмаилов Ш.И. Основы зоологии и зоогеографии. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 496с.
2.Лопатин И.К. Зоогеография. Мн.: Высш. шк., 1989. 318 с.
(Имеются в свободном доступе в Интернете)
Кроме этого привлекаются материалы из Интернета, справочников и иные дополнительные источники.
Преподавателем предлагается тематика для самостоятельного изучения. В ходе изучения в соответствии заданием преподавателя студенты самостоятельно изучают и конспектируют материалы учебной программы. Таким образом, во время самостоятельной работы студенты осуществляют подготовку к семинарским и практическим занятиям (готовят доклады и рефераты).
Если в ходе дистанционного обучения возникают вопросы или иные проблемы необходимо связаться с преподавателем по электронной почте : larionov5824@gmail.com
Контроль за качеством дистанционного обучения студентов.
После освоения выше указанных разделов учебной программы в ходе дистанционного обучения проводится промежуточный контроль знаний студентов в виде проверки конспектов и подготовки докладов (презентаций).
2. Задание для дистанционного обучения студентов по учебной дисциплине «Зоогеография».
Ниже предлагается тематика и перечень вопросов по учебной дисциплине «Зоогеография», а также задания для самостоятельной работы, требования к оформлению конспектов и вопросы для самопроверки.
Задание 1 (первая неделя дистанционного обучения)
Тема: История развития зоогеографии.
По учебнику «Зоогеография» (Лопатин, 1989). Проработать разделы «Краткие сведения о зоогеографии» и «Очерк развития зоогеографии» страницы 3-26. В тетради для лекционного курса составить конспект (не менее 5 страниц рукописного текста в тетради) по следующему плану (содержание конспекта):
1.Определение зоогеографии как науки.
2.Основные разделы зоогеографии.
3.Связи зоогеографии с другими науками.
4.Цели и задачи зоогеографии.
5.История развития зоогеографии.
Кроме этого самостоятельно используя программу Microsoft Оffice PowerPoint подготовить презентацию (не менее 5 слайдов) по вопросу - история развития науки «Зоогеография».
Вопросы для самопроверки (уметь устно отвечать на них):
- Что изучает наука зоогеография?
- На какие основные разделы делится зоогеография?
- С какими науками связана зоогеография?
- Какие основные цели и задачи имеет зоогеография?
- На какие основные этапы можно разделить историю развития зоогеографии?
В ответе на последний вопрос указать имена ученых, которые внесли значительный вклад в развитие зоогеографии.
Задание 2 (вторая неделя дистанционного обучения)
Тема: Экологические основы зоогеографии. Условия существования животных в морях и океанах, пресноводных водоемах.
По учебникам «Зоогеография» (Лопатин, 1989) и «Основы зоологии и зоогеографии» (Абдурахманов и др., 2001) проработать раздел «Экологические основы зоогеографии».
В тетради для лекционного курса составить конспект (не менее 8 страниц рукописного текста в тетради) по следующему плану (содержание конспекта):
1.Биосфера. Биогеосфера.
2.Факторы среды. Экологическая толерантность животных.
3.Условия существования и распространение животных в море.
4.Условия существования и распространение животных в пресных водах.
Кроме этого самостоятельно используя программу Microsoft Оffice PowerPoint подготовить презентацию (не менее 5 слайдов) по вопросу - Условия существования животных в мировом океане и пресных водах.
Вопросы для самопроверки (уметь устно отвечать на них):
- Что такое биосфера (границы биосферы) и биогеосфера (указать основные биоциклы)?
- Что такое экологические факторы (классификация экологических факторов, привести примеры)?
- Какие факторы определяют распространение животных в океанах и морях?
- Какие факторы определяют распространение животных в пресноводных водоемах?
Задание 3 (третья неделя дистанционного обучения)
Тема: Экологические основы зоогеографии. Условия существования и распространения животных на суше.
По учебникам «Зоогеография» (Лопатин, 1989) и «Основы зоологии и зоогеографии» (Абдурахманов и др., 2001) проработать раздел «Экологические основы зоогеографии».
В тетради для лекционного курса составить конспект (не менее 6 страниц рукописного текста в тетради) по следующему плану (содержание конспекта):
- Влияние климата на распространение животных на суше.
- Условия существования животных в различных природно-климатических зонах (арктические пустыни, тундра, тайга, степи, пустыни, тропические леса).
Кроме этого самостоятельно используя программу Microsoft Оffice PowerPoint подготовить презентацию (не менее 5 слайдов) по вопросу - Условия существования животных в различных природно-климатических зонах по выбору (для презентации выбрать одну из ниже указанных тем):
- Условия существования животных в тундре.
- Условия существования животных в тайге.
- Условия существования животных в степях и пустынях.
- Условия существования животных в тропическом лесу.
Вопросы для самопроверки (уметь устно отвечать на них):
- Какое влияние оказывает климат (температура и влажность) на распространение наземных животных?
- Уметь дать краткую характеристику природно-климатических зон (арктические пустыни, тундра, тайга, степи, пустыни, тропические леса).
Еженедельно необходимо присылать отчеты о проделанной работе преподавателю по адресу: larionov5824@gmail.com , которые включают:
- Сканы (отсканировать - формат pdf) или цифровые фото (сфотографировать с помощью фотоаппарата или телефона - формат JPEG) рукописных конспектов составленных в соответствии с предложенными заданиями.
- Презентации, оформленные в соответствии с предложенными заданиями или снимки с экрана компьютера (скриншоты - screenshot) слайдов презентации в формате JPEG.
Если по каким либо причинам не удалось переслать конспекты проработок предложенных в задании тем и оформленные презентации все эти материалы необходимо предоставить преподавателю (или сдать на кафедру) в установленные сроки (в течении 3 дней) после прибытия в ЯГСХА.