Четверг, 04.09.2025, 08:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Это персональный сайт Ларионова А.Г.

Биология птиц. Программа и задания для студентов заочного обучения.

Биология птиц. Программа и задания для студентов заочного обучения.

 

Введение

1. Цели и задачи изучения учебной дисциплины

 

Учебная дисциплина «Биология птиц» является курсом по выбору общепрофессионального биологического цикла и предназначена для того, чтобы формировать у студентов биологическое мышление и познакомить их с основными особенностями строения и жизнедеятельности птиц, орнитофауной Якутии, дать основу для изучения профессиональных дисциплин.

В соответствии с назначением основной целью дисциплины является – последовательное приобретение студентами необходимых теоретических и практических знаний в области биологии птиц.

Исходя из цели, в процессе изучения учебной дисциплины решаются следующие задачи:

  • Приобретение знаний по строению, систематике, экологии, распространению птиц;
  • Приобретение практических навыков определения основных видов птиц;
  • Овладение различными методиками учета птиц, и навыками наблюдения за ними в природе и неволе;
  • Знакомство с орнитофауной России и Якутии;
  • Получение знаний о видах птиц, занесенных в Красную книгу Мира, РФ, РС (Я)  и мероприятиях по их охране;

 

 

2. Программа учебной дисциплины «Биология птиц»

 

Раздел.1. Введение. Орнитология – наука о птицах.

Тема 1.1. История развития орнитологии. Общая характеристика класса птицы.

Основные этапы развития орнитологии. Краткая история развития орнитологии в России и Якутии. Птицы – необходимый компонент экосистем (экологический, экономический и эстетический аспекты). Роль русских ученых в формировании и развитии экологических подходов в изучение  (К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов, Л.П.Сабанеев, А.А.Силантьев, С.А.Бутурлин, Б.М.Житков, Д.Н.Кашкаров, Г.Г.Доппельмаир, А.Н.Формозов, Н.П.Наумов, Г.А.Новиков и др.). Вклад зоологов Сибири в изучение биологии лесных видов птиц и млекопитающих – Н.Ф.Кащенко, Г.Э.Иоганзен, Г.Х.Йоханссен, М.Д.Рузский, Н.Ф.Егорин, С.У.Строганов, И.П.Лаптев, Б.С.Юдин, А.М.Гынгазов и др. 

Раздел 2. Эколого-физиологические особенности птиц.

Тема 2.1. Особенности жизнедеятельности птиц.

Особенности строения в связи с полетом. Анатомо-физиологические особенности птиц: покровы, опорно-двигательная система, органы пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения, размножения, центральная нервная система и органы чувств. Пение птиц и его биологическое значение. Некоторые экологические особенности птиц. Разнообразие полета птиц. Приспособления, связанные с питанием – морфологические, физиологические, этологические. Экологические группы птиц. Периодические явления в жизни птиц. Годовой жизненный цикл птиц: размножение, линька, миграция или кочевка, зимовка и т.п. Морфо-экологические приспособления к переживанию неблагоприятных периодов года, приобретенные птицами в процессе эволюции.

Особенности движения, питания, энергетики, дыхания, терморегуляции птиц. Экологические аспекты поведения птиц. Приспособления к условиям Севера.

Раздел 3. Периодические явления в жизни птиц.

Тема 3.1.  Годовой цикл жизни птиц.

Брачный период. Выбор гнездовых участков. Гнездостроение. Откладывание яиц. Инкубация кладок. Типы развития птиц. Линька. Внегнездовой период (сезонные миграции и зимовка).

Раздел 4. Эволюция и систематический обзор птиц.

Тема 4.1. Происхождение и эволюция птиц. Систематический обзор класса птицы.

Происхождение птиц. Систематика птиц. Эколого-систематический обзор птиц Республики Саха (Якутия). Отр. Куриные (сем-во тетеревиные); отр. Ржанкообразные (сем-во ржанковые); отр. Хищные птицы (сем-ва ястребиные и соколиные); отр. Совообразные (сем-во нормальные совы); отр. Кукушкообразные (сем-во кукушковые); отр. Козодоеобразные (сем-во настоящие козодои); отр. Дятлообразные (сем-во дятловые); отр. Воробьиные (сем-ва врановые, иволговые, вьюрковые, овсянковые, трясогузковые, пищуховые, поползневые, синицевые, мухоловковые, славковые, дроздовые). 
Раздел 5. Орнитогеография.

Тема 5.1. Фауна птиц по ландшафтным зонам России. Экологические группы птиц.

Краткая характеристика фауны птиц основных ландшафтных зон: тундры, лесной зоны, степи, пустыни. Характеристика основных экологических групп птиц.

Раздел 6. Прикладная орнитология.

Тема 6.1. Хозяйственное значение птиц.

Птицы и медицина. Птицы и авиация. Биоповреждения. Промысловые птицы. Птицы и сельское хозяйство. Управление поведение птиц.

Раздел 7. Охрана птиц. Редкие птицы России и  Якутии.

Тема 7.1. Деятельность человека и охрана птиц.

Причины сокращения численности и вымирания видов.Охрана редких и исчезающих видов птиц. «Красная книга» Якутии. Рациональное использование промысловых птиц. Биотехнические мероприятия. Охрана местообитаний птиц. Международное сотрудничество по охране птиц.

 

 

Качество усвоения учебной дисциплины можно проверить по следующим тестам и вопросам:

Тестовые задания для промежуточной оценки знаний 

 

1. Какой вид птиц, гнездящихся в лесах Якутии, является самым маленьким? Расположите их в порядке увеличения массы тела. 
А. Пеночка-зарничка
Б. Сероголовая гаичка;
В. Снегирь;
Г. Певчий дрозд;
 

2. Какой вид птиц является полигамным?
А. Филин
Б. Ястреб-тетеревятник
В. Глухарь
Г. Большой пестрый дятел
 

3. Кто из лесных видов птиц является стенофагом?
А. Тетерев
Б. Лесной дупель
В. Кедровка
Г. Снегирь
 

4. Кто из указанных видов птиц ведет оседлый образ жизни?
А. Глухая кукушка
Б. Белопоясный стриж
В. Тетерев
Г. Бекас
 

5. Какой вид совообразных совершает дальние миграции?
А. Болотная сова
Б. Ястребиная сова
В. Филин

Г. Воробьиный сычик

5. Какой вид птиц является объектом спортивной охоты?
А. Длиннохвостая неясыть
Б. Кедровка
В. Рябчик
Г. Ястреб-тетеревятник

7. Какой вид совообразных внесен в Красную книгу Якутии?
А. Болотная сова
Б. Ушастая сова.
В. Бородатая неясыть
Г. Филин

8. Какой вид птиц не относится к эндозоохорам?
А. Дрозд-рябинник
Б. Кукушка
В. Свиристель
Г. Снегирь


Контрольные вопросы по курсу «Биология  птиц ».

1.Общая характеристика класса птиц.

2.Почему птиц называют пернатыми рептилиями?

3.Каковы анатомо-физиологические приспособления птиц к полету?

4.Какова специфика в строении клюва и лап лесных видов, связанная с характером пищи и способом ее добывания?

5.В чем специфика размножения, развития и заботы о потомстве у моно- и полигамных видов птиц?

6.Какие приспособления к переживанию неблагоприятных периодов года выработались у птиц в процессе эволюции?

7.Отряд гусеобразные. Особенности экологии и хозяйственное значение.

8.Сем. Тетеревиные. Особенности экологии, роль в лесных экосистемах.

9.Сем. Ястребиные и Отр. Совообразные. Характеристика, особенности образа жизни, роль в лесных экосистемах.

10.Отр. Кукушкообразные. Биология, роль в жизни леса.

11.Отр. Дятлообразные. Характеристика, объем, особенности образа жизни, роль в лесных экосистемах.

12.Сем. Врановые. Особенности биологии, роль в лесных экосистемах.

13.Сем. Дроздовые. Биология, роль в жизни леса.

14.Сем. Мухоловковые. Характеристика, объем, роль в лесных экосистемах.

15.Сем. Синицевые. Биология, роль в жизни леса. 

16.Сем. Пищуховые и Поползневые. Особенности образа жизни, роль в жизни леса.

17.Сем. Вьюрковые. Биология, роль в лесных экосистемах.

18.Что такое зоохория? Приведите примеры наиболее типичных эпи- и эндозоохоров – представителей сибирской фауны.

19.Какова роль снежного покрова в жизни лесных видов птиц?

20.Каково эпидемиологическое значение и птиц?

21.Какие виды птиц истребляют вредителей леса?

22.Какие мероприятия необходимы для охраны и привлечения насекомоядных птиц?

23.Какие виды птиц в Красную книгу Якутии?

 

 

Задание

Используя рекомендованную литературу (все рекомендованные ученики можно найти в электронном виде в Интернете) самостоятельно изучить предмет «Биология птиц» в соответствии с выше приведенной программой и проверить качество усвоения учебного материала по приведенным выше тестам и вопросам.

1. Подготовить к проверке конспект по результатам самостоятельной работы.

Конспект должен быть оформлен в отдельной тетради в рукописном виде с соблюдением следующих правил:

1. Конспект должен быть написан четким подчерком, аккуратно и грамотно. 2. На обложке тетради с конспектом написать следующее название «Биология птиц. Конспект по результатам самостоятельной работы» и указать фамилию и инициалы. 3. Все страницы конспекта необходимо пронумеровать. 4. На первой странице указать содержание конспекта. 5. Далее из приведенных ниже 18 вопросов Вам необходимо выбрать 10 и кратко изложить изученные вопросы в виде конспекта. 6. На последней странице конспекта привести список использованной литературы, поставить подпись и указать дату окончания работы. 7. Объем конспекта не менее 15 страниц.

Вопросы для подготовки конспекта по учебной дисциплине «Биология птиц»:

1.История развития орнитологии в России и Якутии.

2.Строение птиц (покровы, скелет и мускулатура).

3.Внутреннее строение птиц (пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная системы).

4.Экологические аспекты поведения птиц. Приспособления к условиям Севера.

5.Размножение птиц. Брачное поведение. Выбор гнездовых участков. Гнездостроение. Откладывание яиц. Инкубация кладок. Типы развития птиц.

6.Вне гнездовой период (линька, сезонные миграции и зимовка).

7.Происхождение птиц.

8.Характеристика основных отрядов неворобьиных птиц.

9.Представители отряда воробьиные птицы.

10.Краткая характеристика фауны птиц основных ландшафтных зон: тундры, лесной зоны, степи, пустыни.

11.Характеристика основных экологических групп птиц.

12.Птицы и медицина.

13.Птицы и авиация. Биоповреждения.

14.Промысловые птицы.

15.Птицы и сельское хозяйство.

16.Управление поведением птиц.

17.Охрана редких и Рациональное использование промысловых птиц. Биотехнические мероприятия.

18.Охрана местообитаний птиц исчезающих видов птиц. «Красная книга» Якутии.

 

2. Подготовить к проверке реферат.

Реферат оформить по общепринятым правилам. Объем не менее 10 страниц.

Вопросы для подготовки реферата:

1.Среда обитания птиц - защитные условия и кормовые ресурсы.

2.Значение снежного покрова в жизни лесных птиц.

3.Биологическая защита леса: роль птиц в уничтожении вредителей леса.

4.Промысловые птицы Якутии.

5.Редкие и исчезающие виды птиц Якутии: категория, особенности биологии, факторы, лимитирующие их численность и распространение; меры охраны.

Кроме этого в виде реферата можно оформить один из вопросов рекомендованных для конспекта по предмету «Биология птиц».

 

Итоговый контроль знаний – зачет. 
 

 

Основная литература:

1.Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. М.: Колосс, 2005.

2.Ильичев В.Д., Карташев Н.Н., Щилов И.А. Общая орнитология. М. Высшая школа. 1982.

3.Колосов А. М., Лавров Н. П., Михеев А. В. Биология промыслово-охотничьих птиц СССР-Учеб, пособие для студентов с.-х. вузов и биол. 2-е изд.перераб. и доп. М. Высшая школа. 1982.

4.Красная книга Республики Саха (Якутия). Якутск, 2003.

 

Дополнительная литература:

1.Воробьев К.А. Птицы Якутии. М., 1963.

2.Доппельмаер Г.Г., Мальчевский А.С, Новиков Г.А. Биология лесных птиц и зверей. М., 1975.

3.Ларионов А.Г., Ларионов Г.П. Справочник-определитель уток Республики Саха (Якутия). Якутск, 2001.

4.Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии? Справочник – определитель. Якутск, 2005.

5.Сидоров Б.И.  Зимующие птицы Якутии. Якутск, 1996.

6.Харченко Н.А., Лихацкий Ю.П., Харченко Н.Н. Биология зверей и птиц: Учебник для студентов высших учебных заведений / - М.: Издательский центр «Академия», 2003.